ЗНАНИЯ ПСИХОЛОГОВ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ О РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
DOI:
https://doi.org/10.34689/5bgrve92Ключевые слова:
расстройство аутистического спектра, ПМСП, осведомленность, психологиАннотация
Введение. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это неврологическое расстройство с пожизненными проявлениями, включающее повторяющиеся модели поведения, ограниченные интересы и проблемы в социальном взаимодействии. Родители детей с РАС часто сталкиваются с трудностями в понимании, управлении поведением и сокращении стресса. Вмешательства в области когнитивно-поведенческих и социальных навыков являются эффективными методами лечения, которые могут послужить основой для психотерапии детям с РАС. Учитывая эти проблемы, оказание психологической поддержки родителям или опекунам детей с РАС имеет решающее значение. Цель: изучение знаний психологов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) города Алматы о РАС. Материалы и методы. В ходе исследования были опрошены психологи ПСМП города Алматы, чтобы оценить их знания о расстройствах аутистического спектра (РАС). Мы адаптировали международную анкету, переведенную на казахский и русский языки, состоящую из 19 вопросов по четырем областям: социальное взаимодействие, коммуникация и язык, навязчивое и компульсивное поведение и общие знания о РАС. В опросе приняли участие 141 зарегистрированных психологов. Участие было добровольным и анонимным, при содействии городского управления здравоохранения. Результаты. Более половины опрошенных - 50,4% - имеют опыт работы более 11 лет, в то время как молодые специалисты составляют около трети опрошенных - 29,6%. Большинство (84,0%) считают, что РАС относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения (код F), хотя только 77,0% знают об изменениях в МКБ 11. Многие психологи (45,6%) знакомы с методами диагностики РАС и модифицированным скрининговым тестом на аутизм для детей, но чаще всего (60,0%) они редко работают с детьми с РАС. Средние значения оценок по различным областям анкеты указывают на средний уровень знаний и опыта участников опроса. Выводы. Исследование подчеркнуло необходимость обучения психологов первичной медико-санитарной помощи в вопросах, связанных с РАС, чтобы они могли оказывать эффективную поддержку родителям и опекунам детей с этим расстройством. Обучение должно включать методы психологической поддержки, направленные на помощь родителям в принятии диагноза и снижении тревожности и стресса.
Библиографические ссылки
Kosherbayeva L.K., Altynbekov K.K., Imangalieva L.T., Akhtayeva N.S., Kozhageldiyeva L., Kurmanalina S.K., Imamatdinova A.M. Primary care psychologists' knowledge of autism spectrum disorders // Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2024. Vol.26 (3), pp. 91-98. doi 10.34689/SH.2024.26.3.010
Кошербаева Л.К., Алтынбеков К.К., Имангалиева Л.Т., Ахтаева Н.С., Кожагельдиева Л., Курманалина С.К., Имаматдинова А.М. Знания психологов первичной медико-санитарной помощи о расстройствах аутистического спектра // Наука и Здравоохранение. 2024. Т.26 (3). С. 91-98. doi 10.34689/SH.2024.26.3.010
Кошербаева Л.К., Алтынбеков К.К., Имангалиева Л.Т., Ахтаева Н.С., Кожагельдиева Л., Курманалина С.К., Имаматдинова А.М. Аутизм спектрінің бұзылуы туралы алғашқы медициналық-санитарлық көмек психологтарының білімі // Ғылым және Денсаулық сақтау. 2024. Т.26 (3). Б. 91-98. doi 10.34689/SH.2024.26.3.010
Загрузки
Опубликован
Лицензия
Copyright (c) 2025 Рецензируемый медицинский научно-практический журнал «Наука и здравоохранение»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.