SEMEY MEDICAL UNIVERSITY

(Nauka i Zdravookhranenie)

Рецензируемый медицинский научно-практический журнал

Наука и Здравоохранение

Расширенный поиск

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.34689/h7jv2360

Ключевые слова:

когнитивные нарушения, врожденные пороки сердца, дошкольники

Аннотация

Введение: благодаря прогрессу в пренатальной диагностике, кардиохирургии и интенсивной терапии значительно повысилась выживаемость детей с тяжелыми формами ВПС. Нейропсихологические исследования последних лет убедительно демонстрируют, что дети с ВПС подвержены высокому риску развития нарушений когнитивного профиля. Цель исследования: анализ литературных данных о роли когнитивного компонента в реабилитации дошкольников с врожденными пороками сердца. Стратегия поиска: в рамках подготовки литературного обзора была реализована многоступенчатая стратегия поиска научной информации за последние 10 лет с использованием следующих баз данных и платформ: PubMed, Google Scholar и UpToDate. По итогам поиска отобрана 71 научная публикация, наиболее соответствующие цели и тематике исследования. Результаты: Когнитивное развитие ребёнка представляет собой одну из наиболее чувствительных сфер при врождённом пороке сердца, на которую воздействует не только сама сердечная патология, но и необходимость хирургического вмешательства. Несмотря на возрастающий интерес к этой теме, уровень распространённости когнитивных нарушений у детей и подростков с врождёнными пороками сердца всё ещё остаётся недооценённым и не получает должного внимания в клинической практике. Нарушения нейроразвития при ВПС обусловлены сложным взаимодействием факторов, действующих на различных этапах — начиная с антенатального периода и заканчивая послеоперационным восстановлением. К предикторам когнитивных нарушений относятся как органические (в том числе хроническая гипоксия и церебральная гипоперфузия), так и ятрогенные влияния (например, искусственное кровообращение, анестезия, послеоперационные осложнения). Выводы: В ряде государств отсутствуют структурированные программы наблюдения и поддержки детей с ВПС после хирургического лечения, не проводится рутинная оценка когнитивного и психоэмоционального развития, не хватает специалистов, владеющих методами нейропсихологической диагностики и коррекции.

Биографии авторов

  • Арайлым Қапанова

    1-year Master,s degree in Medicine, NJSC "Semey Medical University", E-mail: arailym-ali@mail.ru; phone +7 707 180 43 57, https://orcid.org/0000-0001-5660- 1460; Semey, Kazakhstan;

  • Алия Алимбаева

    Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pediatrics and Medical Rehabilitation named after D.M.Tusupova, NJSC "Semey Medical University", phone: 8 777-131-33-31, e-mail: 150968_pd@mail.ru, https://orcid.org/0000- 0002-5082-4636, Semey, Kazakhstan;

  • Ернар Даирбеков

    Assistant of the Department of Pediatrics and Medical Rehabilitation named after D.M.Tusupova, NJSC "Semey Medical University", phone: 8 775 333-99-99, e-mail: Ertuganovich@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-5522-7312, Semey, Kazakhstan;

  • Айжан Абылгазинова

    Doctor of Philosophy,Associate Assistant of the Department of Pediatrics and Medical Rehabilitation named after D.M.Tusupova, NJSC "Semey Medical University", phone: 8 705-318-77-37 , e-mail: aizhan-k705@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1894-0709, Semey, Kazakhstan

  • Жансұлу Бектар

    Assistant of the Department of Pediatrics and Medical Rehabilitation named after D.M.Tusupova, NJSC "Semey Medical University", phone: 8 775-758-52-20, e-mail: Zhansulu.bektar@gmail.com, https://orcid.org/0009-0009-9889-7533. Semey, Kazakhstan

  • Регина Ковылина

    Master of health, NJSC "Semey Medical University", phone: 8 775- 547-97-10, e-mail: regina_aleksandrovna@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-5179-2883, Semey, Kazakhstan;

  • Алдияр Масалов

    Assistant of the Department of Hospital Surgery, Anesthesiology and Resuscitation, NJSC "Semey Medical University", phone: 8 702-337-96-46, https://orcid.org/0000-0003-3386-1416

  • Зайра Тердыкбаева

    Pediatrician of the highest category, head.Pediatric department of the Mother and Child Center, phone: 8 775-777-654-14-91, e-mail: Zayra_ukg@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-3816-2777, Ust-Kamenogorsk. Kazakhstan

Библиографические ссылки

Kapanova A.A., Alimbaeva A.R., Dairbekov Y.E., Abylgazinovа A.Zh., Bektar Zh.S., Kovylina R.G., Masalov A.Ye., Terdykbayeva Z.S. cognitive component in the rehabilitation of preschool children with congenital heart defects. Literature review // Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2025. Vol.27 (3), pp. 245-254. doi 10.34689/SH.2024.27.3.026

Қапанова А.А., Алимбаева А.Р., Даирбеков Е.Е., Абылгазинова А.Ж., Бектар Ж.C., Ковылина Р.Г., Масалов А.Е., Тердыкбаева З.С. Когнитивный компонент в реабилитации дошкольников с врожденными пороками сердца. Обзор литературы // Наука и Здравоохранение. 2025. Vol.27 (3), С. 245-254. doi 10.34689/SH.2024.27.3.026

Қапанова А.А., Алимбаева А.Р., Даирбеков Е.Е., Абылгазинова А.Ж., Бектар Ж.C., Ковылина Р.Г., Масалов А.Е., Тердыкбаева З.С. Туа біткен жүрек ақаулары бар мектеп жасына дейінгі балаларды оңалтудың когнитивті компоненті. Әдебиетке шолу // Наука и Здравоохранение. 2025. Vol.27 (3), С. 245-254. doi 10.34689/SH.2024.27.3.026

Опубликован

2025-11-05

Выпуск

Раздел

Статьи

Категории

Как цитировать

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. (2025). Рецензируемый медицинский научно-практический журнал «Наука и здравоохранение», 27(3), 245-254. https://doi.org/10.34689/h7jv2360

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

41-47 из 47

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.